Technical Means of Automated Spectrum Monitoring Systems


At the time IRCOS has designed a variety of high-performance multi-functional technical means intended for radio monitoring and direction finding, which are based on ARGAMAK digital panoramic radio receivers. These technical means can be used in any natural and climatic conditions, and can be supplied in fixed (maintenance-free), mobile (ground-based or aerial), transportable, or portable (including manpack) versions. The technical novelty of the technical means is confirmed by patents on methods and solutions.

Technical means supplied by IRCOS are discussed in detail in the subsequent sections of the Catalogue. Let us review the most typical ones.

First off, let us dwell on ARCHA-IN and ARCHA-INM Fixed Radio Monitoring Stations. These are unattended stations, i.e. they do not require attending personnel and are controlled remotely. Usually stations are located in densely populated areas, cities and industrial centers. The required quantity of stations is determined by the area, terrain and the type of radio electronic equipment used in the particular area. For determination of sources position, any point of monitored territory should be in a coverage area of at least two direction finding or measuring direction finding stations.

ARCHA-IN Fixed Measurement Unattended Fixed Radio Monitoring Station. It consists of two main units: ARTIKUL-S correlative interferometer radio direction finder and ARGAMAK-IS panoramic measuring digital radio receiver (field strength meter). The equipment is installed in special protected boxes, which enables its outdoor installation without using service premises, e.g. immediately on rooftop of building. The standard ambient temperature range is minus 55ºC to plus 55ºC.



The antenna system of ARTIKUL-S Radio Direction Finder and measuring antenna of the external field sensor unit and ARGAMAK-IS panoramic measuring receiver with measuring antennae on a swivel gear.

The feature of ARTIKUL-S Direction Finder included in the station is an integrated radio receiver integrated immediately into the base of the circular antenna array. Such design solution removes the antenna effect, ensures high sensitivity and accuracy of direction finding. Another interesting feature is the possibility of signal direction finding in short-wave range in HF range starting from 1.5 MHz. In the maximum configuration, the upper operating frequency of the direction finder is 8000 MHz.

Omnidirectional active antenna – external field sensor unit can be used as measuring antennae for ARGAMAK-IS digital radio receiver, and directional antennae mounted on a rotary support can be used as well. The lower operating frequency is 0.009 MHz, and the upper frequency is 18000 MHz, when ARC-KNV4 Frequency Down-Converter is available as a part of the station.

ARCHA-INM Fixed Measuring Unattended Station of Radio Monitoring. Its difference from ARCHA-IN Station is that it consists only of one receiving unit installed on a single mast. ARGAMAK-IS panoramic measuring receiver with an additional (second) synchronous radio signal channel is placed in the receiving unit. Such a solution allows combing in a single device the capabilities of the measuring receiver and the correlation interferometer.



ARCHA-INM station and ARGUMENT-I mobile measuring station on the basis of UAZ Patriot

Like in ARTIKUL-S Direction Finder, the receiver is integrated in ARCHA-INM station in the base of the circular direction finding antenna system. In order to measure field strength, the antenna of external field sensor unit, placed above the circular direction finding array is used. Transmission of data and control commands through the drop cable is carried out in the digital form via the Ethernet interface (twisted pair or fiber optics). It is used to transmit commands and digital data streams: temporary selection of radio signals, spectra, demodulated signals, etc. The use of integrated digital receiver and digital data transmission interfaces removes the antenna effect in the drop cable, ensures high sensitivity, and also accuracy of direction finding and measurements and signal parameter measurements, retains dynamic range, allows using the drop cable with a length of about 100 m and more, and in addition simplifies calibrations of the measuring.

Along with the fixed stations, the system normally includes mobile stations with the measurement and direction finding means. Using mobile stations allows ensuring the required coverage area with the minimal number of fixed stations, which decreases the summary cost of the system.

Mobile stations can quickly move to an area not covered by fixed equipment. These stations are effective for radio monitoring operations when low transmitter power, high directivity of transmitting antennae and long distance to the emitter source complicate measurements or make it impossible using fixed stations. A mobile station performs operations on measuring parameters and localization of radio emission sources, both within the automated system and stand alone.

Various mini-vans, for example, Volkswagen Caravelle, Mercedes Sprinter, Ford Transit, off-road cars, for example Land Cruiser, UAZ Patriot, etc. can be used as a transport base for ARGUMENT-I radio monitoring mobile station. The technical means of mobile radio monitoring station varies depending on the purpose. Normally the mobile station includes ARTIKUL-M correlative interferometer automatic direction finder and ARGAMAK-IS measuring receiver. Operating frequency range of ARTIKUL-M Mobile Direction Finder in the maximum configuration (single antenna system) is from 1.5 to 8000 MHz. The mobile station can work in motion and at stop, controlled by automated system or in standalone mode. Even in stand-alone operation, the station provides localization of radio emission sources with high accuracy.



Operator workstations of mobile stations on the basis of UAZ Patriot and ARGUMENT-I station on the basis of Ford Transit.

Technical means having portable (transportable) design find broad application in automated systems. Such means have a considerably small weight and size, which enables their transportation not only by a vehicle, but in the hands of one or several operators.

Such means are used at fixed and temporary workstations, without power supply, and also in the open terrain. They can be quickly deployed in locations that are inaccessible for vehicles – in mountains or in the off-road conditions, used at temporary workstations, for example, on rooftop of buildings in the urban setting.

ARCHA-IT Mobile Measuring Station of Radio Monitoring and Direction Finding. Its design is similar to that of ARCHA-INM Fixed Station. The main unit ARGAMAK-IS digital panoramic receiver certified as a measuring mean with additional (second) channel of radio signal receiving, which allows measurement of signal parameters, correlative interferometer direction finding. Like ARCHA-INM station, the receiver is located in the immediate proximity to the antenna system, which ensures high sensitivity of measurements and direction finding, wide dynamic range. The difference from ARCHA-INM station is in using a removable antenna with a small weight and size. AS-HP5 portable antenna system is used for direction finding, and a external field sensor unit's omnidirectional measuring antenna is used for measurements of electromagnetic field strength instead of AS-HP5 Unlike ARCHA-INM station, the switching between operation modes of direction finding and measurement requires mechanical replacement of the antenna used. The station is additionally equipped with AS-HP-HF, AS-HP2 Antenna Systems providing for operating frequency range from 1.5 to 8000 MHz.



Transportable station of radio monitoring and direction finding ARCHA-IT and ARTIKUL-MT Transportable Automatic Direction Finder.

ARTIKUL-MT is a transportable automated correlative interferometer direction finder. ARTIKUL-MT is intended for monitoring of radio environment. It uses ARGAMAK two-channel digital radio receiver that is not certified as a type of measurements. Due to strict stability parameter requirements, the box where the receiver is located has a simplified structure and smaller sized compared to the box for ARCHA-IT station receiver. With AS-HP-HF, AS-HP2, AS-HP5 replaceable antenna systems, the operating frequency range is from 1.5 to 8000 MHz.

ARTIKUL-H1 is a manpack automatic broadband correlative interferometer direction finder. ARTIKUL-H1 is intended for operation in fixed, mobile and manpack modes. In fixed mode, the antenna system of the direction finder is located on a mast about 6 m high. In mobile mode, the antenna system of the direction finder is installed on the roof of a vehicle using a magnetic base or installed in the baggage box made of radio transparent material. In manpack mode, the antenna system and ARGAMAK-2K Two- Channel Panoramic Radio Receiver is mounted on a special light frame with shoulder straps and a waste belt allowing the operator to carry all equipment required for operation in motion. When operated in manpack mode, the total weight does not exceed 16 kg. AS-HP-HF, AS-HP1, AS-HP2 and AS-HP5 replaceable antenna systems provide direction finding within operating frequency range from 1.5 to 8000 MHz During work at a temporary stop the antenna system is located on an collapsible mast.



ARTIKUL-H1 installed on a vehicle and ARTIKUL-H1 at temporary workstations



ARTIKUL-H1 attached to the gear carried by the operator and ARTIKUL-P Portable Direction Finder.

ARTIKUL-P is a portable automated correlative interferometer direction finder intended for work at temporary workstations. The antenna system consists of two round antenna arrays – letters. The first letter has a collapsible structure of traverses, flat antenna elements. The second letter is removable. Like in other technical means, the radio direction finder uses ARGAMAK unified digital receivers located at the base of the first letter of the antenna system. In the disassembled state, the direction finder is packed in a special transportation tube. The total weight of the antenna system together with the mast, carry tube, guy wires and anchors is not more than 24 kg. Operating frequency range is from 25 to 3000 MHz.

ARC-D11 is a two-channel panoramic digital radio receiver, which is made in the form of a shock-proof case. It can be used as the transportable radio receiver in the automated system. The main purpose of ARC-D11 is search of unauthorized radio emission in engineering facilities, buildings, and structures. Besides, ARC-D11 can be used for outdoor radio monitoring, including direction finding. The set with AS-HP-HF, AS-HP1, AS-HP2 and AS-HP5 replaceable antenna systems has operating frequency range of direction fining from 1.5 MHz to 8000 MHz, and with ARC-KNV4M converter – up to 18 GHz.

Handheld means, such as ARC-RP3M Direction Finder and ARC-NK5I Manpack Measuring System are used for radio monitoring in the outdoor area and indoors, including accurate localization of radio emission sources. Apart from the panoramic spectrum analysis, detection and manual direction finding with analogous and non-overlapping band signals with digital modulation, the direction finder performs identification and selective direction finding of GSM, DECT base and subscriber substations, Wi-Fi wireless devices. During the field operation, the direction finder features a mode for automatic measurement of coordinates of the source for which bearings are taken and display of its position on the electronic map.



ARC-D11 Two-Channel Radio Receiver and ARC-RP3M Handheld Direction Finder.

Two-channel and single-channel radio receivers such as ARC-D11, ARC-D1, ARGAMAK-2K or ARGAMAK-VM0, ARGAMAK-VM1 external radio receiving modules with a set of antennae are used in AREAL system as technical means for search of unauthorized sources inside the facilities, for example, in buildings.

The unique feature of the products based on digital radio receiver of ARGAMAK family with instant view band of about 24 MHz, such as ARGAMAK-IS, ARGAMAK-CS, ARC-D11, ARC-D1, ARCHA-INM, ARTIKUL-S, ARTIKUL-M, ARCHA-IT, ARTIKUL-MT, ARTIKUL-T is availability of additional analogue path with a band of 0.5 MHz, which is extremely important for elimination of the digital path overload in conditions of complicated electromagnetic environment.

The measuring means ARGAMAK-IS, ARGAMAK-M, ARC-KNV4, ARGAMAK-RS have state certificates of the measuring equipment type and certified methods, which regulate measurement procedures, consider the recommendations of ITU-R SM.328, ITU-R SM.377, ITU-R SM.378, ITU-R SM.443, ITU-R SM 1268, ITU-R SM.182, ITU-R SM.1536, ITU-R SM.1793.

All technical means of radio monitoring on the basis of digital radio receivers of ARGAMAK family digital radio receiver, included in the stations and systems, ensure performance of highly accurate measurements, panoramic, spectrum and vector analysis of signals; in addition, they allow determination of service identifiers and parameters of telecommunication systems, such as APCO P25, DMR, GSM, UMTS, LTE, IS-95, cdma2000, EV-DO, TETRA, DECT, DVB T/T2/H, Wi-Fi, etc.

ARGAMAK-IS measuring receiver has functions of synchronization by signals of global navigation satellite systems (GNSS) GPS/GLONASS, which allows increasing stable frequency of the reference generator from 10-9 to 2×10-12 and implementing high precision measurement of the frequency of the received signal. This provides measurement of parameters of digital TV signals with high frequency, including frequency measurement. According to the certified measurement method (certificate of qualification No.0001/РОСС СОБ 6.00095.2013/2015 of 20.10.2015), the relative error of the frequency assessment does not exceed 5×10-11. In this case, the error of the signal level measurement does not exceed 1 dB, the error of the frequency bandwidth measurement is 0.1%. The measurement error values meet the requirements of GOST R 55696-2013, GOST R 5939-2014 and the current norms of State Radio Frequency Committee of the Russian Federation.

The high frequency synchronization from GNSS implemented in the digital radio receiver of ARGAMAK-IS and ARGAMAK-RS enables to determine time of signal arrival to receivers with a frequency up to 20-50 nsec, which allows using of time-difference of arrival methods for measurement of radio emission source coordinates not requiring direction finding in the automated systems on their basis. The localization method depends on quantity of radio receivers, their mutual location, conditions for receiving radio signals, bandwidth of received radio signals, and other factors. The system, including a direction finder and measuring receivers, uses hybrid algorithms utilizing information of time, levels and angle of signal arrival to increase accuracy of the radio frequency source localization.


Table 1. Technical specifications of fixed and mobile radio monitoring stations

Parameters
ARCHA-IN
ARCHA-INM
ARGUMENT-I
Panoramic spectrum analysis, single-channel and multi-channel direction finding
Operating frequency range (basic configuration/max. configuration), MHz
20–3000 / 1.5–8000
20–3000 / 1.5-3000
20–3000 / 1.5–8000
Panoramic spectrum analysis rate, GHz/sec
up to 20 (within 20 - 3000 MHz)
Multi-channel direction finding rate, GHz/s
up to 2.5 (within 20 - 3000 MHz)
Maximum simultaneous bandwidth, MHz
up to 40
Field sensitivity
See Table 2
Accuracy (RMS)
See Table 2
DF antenna system remote location range
up to 100 m
-
Measuring of field strength and radio signal parameters
Operating frequency range (basic configuration/max. configuration), MHz
20–3000 / 0.009-18000
20–3000 / 20–8000
20–3000 / 0.009-18000
Maximum simultaneous bandwidth, MHz
up to 20
Recording of radio signal within the band, MHz
up to 40
Analysis of service identifiers and parameters of
GSM, UMTS, LTE, IS-95, cdma2000, EV-DO, TETRA, DECT, Wi-Fi, DVB T/T2/H, DMR, APCO P25
GSM, UMTS, LTE, IS-95, cdma2000,
EV-DO, TETRA, DECT, DVB T/T2/H, DMR, APCO P25
Mast-mounted antenna system remote location range
up to 100 m
-


Table 2. Accuracy and sensitivity of fixed and mobile direction finders.

Name of technical mean (antenna system)
DF RMS (degree) vs. frequency (MHz)
DF sensitivity (V/m) vs. frequency (MHz)
ARTIKUL-INM (AS-PP5), ARTIKUL-S (AS-PP4)

ARTIKUL-M (AS-MP)


Table 3. Technical specifications of measuring and DF means

Parameters
Name of technical mean (antenna system)
Transportable
Portable
ARCHA-IT (AS-HP5)
ARTIKUL-MT (AS-HP5)
ARC-D11
(AS-HP-HF, AS-HP5, AS-HP2)
ARTIKUL-H1
(AS-HP-HF, AS-HP5, AS-HP2)
ARTIKUL-P (AS-PP17)
Mast-mounted antenna system
Yes
Yes
Yes
Yes
Yes
Vehicle-mounted antenna system
Yes
Yes
Yes
Yes
No
Ability to be installed on man-caring frame
No
No
No
Yes
No
Admissible distance from antenna system to operator
Up to 80 m
Up to 80 m
Up to 6 m
Up to 6 m
Up to 80 m
Operating frequency range, DF mode
20 – 3000 MHz
On a mast, single antenna system
Basic 203000 MHz,
Complete 208000 MHz.
O a vehicle's roof, set of replaceable antenna systems
203000 MHz or 38 GHz
On a mast, single antenna system
Basic 203000 MHz,
Complete 1.58000 MHz.
Set of replaceable antenna system to be mount on a tripod or vehicle's roof
Basic 203000 MHz,
Complete 1.58000 MHz.
20-3000 MHz
Typical DF accuracy (RMS)
See Table 4
Typical DF field sensitivity (RMS)
See Table 4
Multi-channel direction finding rate
up to 2 500 MHz/s
up to 150 MHz/s
Maximum simultaneous bandwidth
1 MHz (1.5- 30 MHz)
10 MHz (20 – 110 MHz)
20 MHz (110 – 220 MHz)
40 MHz (220–3000 MHz)
5 MHz
Intermodulation free dynamic range (3rd and 2nd order)
75 dB, min
Dynamic range with attenuator on / attenuator off
140 dB / 80 dB
Spurious rejection
80 dB, min
75 dB, min
Relative frequency instability
10-9
5x10-7
Panoramic spectrum analysis rate / spectrum discreteness
Up to 20 GHz/s / 6.25 kHz within the range 20 – 3000 MHz
Up to 3.5 GHz/s / 6.25 kHz
within the range 20 – 3000 MHz
Receiver tuning resolution
1 Hz
Demodulation
CW, AM, FM, SSB, USB, LSB, ASK, PSK, FSK
Control
1 Gbit LAN
USB, remote based on TCP/IP
GPS / GLONASS
Integrated
Power supply
AC mains 220 V, vehicle DC 12/24 V
Operating t C for antenna system and power supply unit
From -40C to +50C
Operating t C for equipment inside vehicle cabin
From -10C to +45C
Maximum altitude above-sea level
4500 m


Table 4. Accuracy and sensitivity of transportable and portable direction finders.

Name of technical mean (antenna system)
DF RMS (degree) vs. frequency (MHz)
DF sensitivity (V/m) vs. frequency (MHz)
ARTIKUL-P (AS-PP17)

ARCHA-IT, ARTIKUL-H1, ARTIKUL-MT, ARC-D11
(AS-HP-HF)

ARCHA-IT, ARTIKUL-H1, ARTIKUL-MT, ARC-D11
(AS-HP5)

ARCHA-IT, ARTIKUL-H1, ARTIKUL-MT, ARC-D11
(AS-HP2)


Home

Технические средства автоматизированных систем радиоконтроля


В настоящее время компанией ИРКОС разработана и поставляется широкая номенклатура современных отечественных высокопроизводительных многофункциональных средств радиоконтроля и пеленгования, ядром которых являются цифровые панорамные радиоприемные устройства семейства АРГАМАК. Данные ТС пригодны для использования в любых природных и климатических условиях, поставляются в разных вариантах исполнения: стационарные необслуживаемые, мобильные на наземной и воздушной транспортной базе, транспортируемые и портативные, а также носимые. Новизна технических решений, реализованных в ТС, подтверждена патентами на способы и устройства.

ТС, поставляемые компанией ИРКОС, подробно рассмотрены в последующих разделах каталога. Ознакомимся с наиболее типичными из них.

Прежде всего, остановимся на стационарных станциях радиоконтроля АРЧА-ИН и АРЧА-ИНМ. Эти станции являются необслуживаемыми, то есть не требуют присутствия персонала и управляются дистанционно. Станции обычно располагаются в густонаселенных местах, крупных городах, промышленных центрах. Необходимое количество станций определяется площадью, рельефом местности, типом используемых РЭС в данном районе. Для определения координат источников любая точка контролируемой территории должна находиться в зоне действия, по крайней мере, двух пеленгаторных или измерительно-пеленгаторных станций.

АРЧА-ИН – стационарная измерительная необслуживаемая стационарная станция радиоконтроля. Она состоит из двух основных устройств: корреляционно-интерферометрического радиопеленгатора АРТИКУЛ-С и панорамного измерительного цифрового радиоприемного устройства (ЦРПУ) (измерителя напряженности поля) АРГАМАК-ИС. Аппаратура находится в специальных защищенных боксах, что делает возможным ее размещение на открытом воздухе без использования служебных помещений, например, непосредственно на крыше здания. Типовой диапазон температуры окружающей среды составляет от минус 55ºС до плюс 55ºС.



Антенная система радиопеленгатора АРТИКУЛ-С и измерительная антенна БВДП и Панорамный измерительный приемник АРГАМАК-ИС с измерительными антеннами на поворотном устройстве

Особенностью входящего в состав станции радиопеленгатора АРТИКУЛ-С является интегрированное радиоприемное устройство, вмонтированное непосредственно в основание кольцевой антенной решетки. Такое конструктивное решение устраняет антенный эффект, обеспечивает высокую чувствительность и точность пеленгования. Другой интересной особенностью является возможность пеленгования сигналов в коротковолновой области по поверхностной волне, начиная от 1,5 МГц. В максимальном составе верхняя рабочая частота пеленгатора составляет 8000 МГц.

В качестве измерительных антенн для ЦРПУ АРГАМАК-ИС применяется ненаправленная активная антенна – блок выносного датчика поля (БВДП), также могут использоваться направленные антенны, установленные на опорно-поворотном устройстве. Нижняя рабочая частота составляет 0.009 МГц, верхняя рабочая частота, при наличии в составе станции конвертора АРК-КНВ4, составляет 18000 МГц.

АРЧА-ИНМ – измерительная необслуживаемая стационарная станция радиоконтроля. Ее отличием от станции АРЧА-ИН является то, что она состоит всего из одного приемного блока, устанавливаемого на одну мачту. В приемном блоке размещен панорамный измерительный приемник АРГАМАК-ИС с дополнительным (вторым) синхронным каналом приема радиосигналов. Такое решение позволило объединить в одном устройстве возможности измерительного приёмника и корреляционного интерферометра.



Станция АРЧА-ИНМ и Мобильная измерительная станция АРГУМЕНТ-И на базе УАЗ Патриот

Как и в радиопеленгаторе АРТИКУЛ-С, в станции АРЧА-ИНМ приемник интегрирован в основание кольцевой пеленгаторной антенной системы. Для измерения напряженности поля используется антенна БВДП, размещенная над круговой пеленгаторной решеткой. Передача данных и команд управления по кабелю снижения осуществляется в цифровой форме по интерфейсу Ethernet (витая пара или оптоволокно), по нему передаются команды и потоки цифровых данных: временные выборки радиосигналов, спектры, демодулированные сигналы и т.п. Использование интегрированного цифрового приемника и цифровых интерфейсов передачи данных полностью устраняет антенный эффект в кабеле снижения, обеспечивает высокую чувствительность, а также точность пеленгования и измерений параметров сигналов, сохраняет динамический диапазон, делает возможным использование кабеля снижения длиной до 100 м и более, а кроме того упрощает проведение калибровок измерительного тракта.

Вместе со стационарными станциями в состав системы, как правило, входят мобильные станции со средствами измерений и пеленгования. Использование мобильных станций позволяет обеспечить необходимую зону покрытия при минимальном количестве стационарных станций, что снижает суммарную стоимость системы.

Мобильные станции могут быстро переместиться в район, находящийся вне зоны действия стационарных средств. Они эффективны для проведения операций радиоконтроля, когда малая мощность передатчиков, высокая направленность передающих антенн, удаленность источника радиоизлучения усложняют или делают невозможным проведение измерений стационарными средствами. Мобильная станция выполняет работы по измерению параметров и локализации источников радиоизлучения, как в составе автоматизированной системы, так и автономно.

В качестве транспортной базы для мобильной станции радиоконтроля АРГУМЕНТ-И могут быть использованы различные микроавтобусы, например, Volkswagen Caravelle, Mercedes Sprinter, Ford Transit, легковые автомобили повышенной проходимости, например, Land Cruiser, УАЗ Патриот и т.п. Состав ТС радиоконтроля мобильной станции варьируется в зависимости от назначения. Обычно в мобильной станции имеется корреляционно-интерферометрический автоматический пеленгатор АРТИКУЛ-М и измерительный приемник АРГАМАК-ИС. Диапазон рабочих частот мобильного пеленгатора АРТИКУЛ-М в максимальной конфигурации (без смены антенной системы) составляет от 1,5 до 8000 МГц. Мобильная станция может работать в движении и на стоянке, под управлением автоматизированной системы или автономно. Даже при одиночной работе станция обеспечивает определение местоположения источников радиоизлучения с высокой точностью.



Рабочие места операторов в мобильной станции на базе УАЗ Патриот и Станция АРГУМЕНТ-И на базе автомобиля Ford Transit

В автоматизированных системах находят широкое применение ТС, имеющие портативное (транспортируемое) исполнение. Такие средства имеют сравнительно малый вес и габариты, что делает возможной их транспортировку не только автомобилем, но и вручную одним или несколькими операторами.

Подобные средства используются на стационарных или временных постах, не оборудованных электропитанием, а также на открытой местности. Они могут быть быстро развернуты в местах, недоступных для транспортных средств - в горах или в условиях бездорожья, использоваться на временных постах, например, на крышах зданий в городских условиях.

АРЧА-ИТ - транспортируемая измерительная станция радиоконтроля и пеленгования. Ее конструкция аналогична конструкции стационарной станции АРЧА-ИНМ. Основным блоком является цифровой панорамный приемник АРГАМАК-ИС, аттестованный как средство измерений, с дополнительным (вторым) каналом приема радиосигналов, что делает возможным измерение параметров сигналов и корреляционно-интерферометрическое пеленгование. Как и в станции АРЧА-ИНМ, приемник размещен в непосредственной близости от антенной системы, что обеспечивает высокую чувствительность измерений и пеленгования, широкий динамический диапазон. Отличие от станции АРЧА-ИНМ состоит в использовании съемных антенн с малым весом и габаритами. Для пеленгования применяется портативная антенная система АС-НП5, а для выполнения измерений напряженности электромагнитного поля вместо АС-НП5 используется ненаправленная измерительная антенна БВДП. В отличие от станции АРЧА-ИНМ, переход между режимами работы Пеленгование и Измерение требует механической замены используемой антенны. Для обеспечения диапазона рабочих частот от 1,5 до 8000 МГц станция дополнительно комплектуется антенными системами АС-НП-КВ, АС-НП2.



Транспортируемая станция радиоконтроля и пеленгования АРЧА-ИТ и АРТИКУЛ-МТ - транспортируемый автоматический пеленгатор

АРТИКУЛ-МТ - транспортируемый автоматический корреляционно-интерферометрический пеленгатор. АРТИКУЛ-МТ предназначен для контроля радиообстановки, в нем используется двухканальное цифровое радиоприемное устройство АРГАМАК, не аттестованное как тип средства измерений. В силу менее жестких требований по стабильности параметров, бокс, в котором размещен приемник, имеет упрощенную конструкцию и меньшие габариты по сравнению с боксом для приемника станции АРЧА-ИТ. Со сменными антенными системами АС-НП-КВ, АС-НП2, АС-НП5 диапазон рабочих частот составляет от 1,5 до 8000 МГц.

АРТИКУЛ-Н1 - носимый автоматический широкодиапазонный корреляционно-интерферометрический пеленгатор. АРТИКУЛ-Н1 предназначен для работы в стационарном, мобильном и носимом режимах. В стационарном режиме антенная система пеленгатора размещается на мачте высотой до 6 м. В мобильном режиме антенная система пеленгатора устанавливается на крышу автомобиля при помощи магнитной подставки или монтируется в багажном боксе из радиопрозрачного материала. В носимом режиме антенная система и двухканальное панорамное радиоприемное устройство АРГАМАК-2К крепится на специальный легкий станок с наплечными лямками и поясным ремнем, позволяющий оператору нести все оборудование, необходимое для работы в движении. Общая масса для работы в носимом режиме не превышает 16 кг. Сменные антенные системы АС-НП-КВ, АС-НП1, АС-НП2 и АС-НП5 обеспечивают диапазон рабочих частот пеленгования от 1,5 до 8000 МГц. При работе на временных стоянках антенная система размещается на складной мачте.



АРТИКУЛ-Н1, установленный на автомобиль и АРТИКУЛ-Н1 на временном посту



АРТИКУЛ-Н1, закрепленный на носимом оператором станке и Портативный пеленгатор АРТИКУЛ-П

АРТИКУЛ-П - портативный автоматический корреляционно-интерферометрический пеленгатор, предназначенный для работы на временных постах. Антенная система состоит из двух круговых антенных решеток - литер. Первая литера имеет складную конструкцию траверс, плоские антенные элементы, а вторая литера выполнена съемной. Как и в других технических средствах в радиопеленгаторе использованы унифицированные цифровые радиоприемные устройства АРГАМАК, размещенные в основании первой литеры антенной системы. В сложенном состоянии пеленгатор помещается в специальный транспортировочный тубус. Общий вес антенной системы вместе с мачтой, пеналом, растяжками и анкерами не превышает 24 кг. Рабочий диапазон частот составляет от 25 до 3000 МГц.

В качестве транспортируемого радиоприемного устройства в автоматизированных системах находит применение АРК-Д11– двухканальное панорамное цифровое радиоприемное устройство, выполненное в виде ударопрочного кейса. Основным назначением АРК-Д11 является решение задач по поиску несанкционированных радиоизлучений в инженерных объектах, зданиях и сооружениях. Кроме того, АРК-Д11 может использоваться и для проведения радиоконтроля на местности, включая пеленгование. В комплекте со сменными антенными системами АС-НП-КВ, АС-НП1, АС-НП2 и АС-НП5 рабочий диапазон частот пеленгования составляет от 1,5 МГц до 8000 МГц, а с конвертором АРК-КНВ4М – до 18 ГГц.

Для осуществления радиоконтроля на открытой территории и внутри объектов, включая точную локализацию источников радиоизлучения, используются ручные средства, такие как радиопеленгаторы АРК-РП3М, носимые измерительные комплексы АРК-НK5И. Помимо панорамного спектрального анализа, обнаружения и ручного пеленгования радиосигналов с аналоговой и неперекрывающихся по полосе сигналов с цифровой модуляцией, пеленгатор осуществляет идентификацию и адресное пеленгование базовых и абонентских станций GSM, DECT, беспроводных устройств Wi-Fi. При работе на местности в пеленгаторе имеется режим автоматического расчета координат пеленгуемого источника и отображения его местоположения на электронной карте местности.



Двухканальное ЦРПУ АРК-Д11 и Ручной пеленгатор АРК-РП3М

В системе АРЕАЛ в качестве ТС для поиска несанкционированных источников внутри объектов, например, в зданиях, используются, двухканальные и одноканальные радиоприемные устройства, такие как АРК-Д11, АРК-Д1, АРГАМАК-2К или выносные радиоприемные модули АРГАМАК-ВМ0, АРГАМАК-ВМ1 с набором антенн.

Уникальной особенностью изделий на основе ЦРПУ семейства АРГАМАК с полосой мгновенного обзора до 24 МГц, таких как АРГАМАК-ИС, АРГАМАК-ЦС, АРК-Д11, АРК-Д1, АРЧА-ИНМ, АРТИКУЛ-С, АРТИКУЛ-М, АРЧА-ИТ, АРТИКУЛ-МТ, АРТИКУЛ-Т, является наличие дополнительного аналогового тракта с полосой 0,5 МГц, что крайне важно для устранения перегрузки цифрового тракта в условиях сложной электромагнитной обстановки.

Измерительные средства АРГАМАК-ИС, АРГАМАК-М, АРК-КНВ4, АРГАМАК-РС, имеют государственные сертификаты типа средства измерений и аттестованные методики, которые регламентируют выполнение измерений, учитывают рекомендации ITU-R SM.328, ITU-R SM.377, ITU-R SM.378, ITU-R SM.443, ITU-R SM 1268, ITU-R SM.1880.

Все ТС радиоконтроля на основе ЦРПУ семейства ЦРПУ АРГАМАК, входящие в состав станций и комплексов, обеспечивают выполнение высокоточных измерений, панорамный, спектральный и векторный анализ сигналов, кроме того делают возможным определение служебных идентификаторов и параметров систем телекоммуникаций, таких как АPСO Р25, DMR, GSM, UMTS, LTE, IS-95, cdma2000, EV-DO, TETRA, DECT, DVB T/T2/H, Wi-Fi и др.

Измерительный приемник АРГАМАК-ИС имеет функции синхронизации по сигналам глобальных навигационных спутниковых систем (ГНСС) GPS/ГЛОНАСС, что позволяет повысить стабильность частоты опорного генератора с 10-9 до 2×10-12 и реализовать высокоточное измерение частоты принимаемого сигнала. Обеспечивается измерение параметров сигналов цифрового телевидения с высокой точностью, включая измерение частоты. Согласно аттестованной методике измерений (свидетельство об аттестации №0001/РОСС СОБ 6.00095.2013/2015 от 20.10.2015), относительная погрешность оценки частоты не превышает ±5×10-11. При этом погрешность измерения уровня сигнала не превышает ±1 дБ, погрешность измерения полосы частот ±0,1 %. Величины погрешностей измерений удовлетворяют требованиям ГОСТ Р 55696-2013, ГОСТ Р 5939-2014 и действующим нормам ГКРЧ.

Реализованная в ЦРПУ АРГАМАК-ИС и АРГАМАК-РС высокоточная синхронизация от ГНСС сделала возможным определение времени прихода сигналов на приемные устройства с точностью до 20-50 нс, что позволяет использовать в автоматизированных системах на их основе разностно-дальномерный метод вычисления координат источников радиоизлучения, не требующий наличия пеленгаторов. Точность местоопределения зависит от количества радиоприемных устройств, их взаимного расположения, условий приема радиосигналов, ширины полосы принимаемых радиосигналов и других факторов. В системе, включающей пеленгатор и измерительные приемники, применяются гибридные алгоритмы с использованием информации о времени, уровнях и углах прихода сигналов, что повышает точность местоопределения ИРИ.


Таблица 1. ТТХ стационарных и мобильных станций радиоконтроля.

Параметры
АРЧА-ИН
АРЧА-ИНМ
АРГУМЕНТ-И
Панорамный спектральный анализ, одноканальное и многоканальное пеленгование
Диапазон рабочих частот (базовый состав/максимальный), МГц
20–3000 / 1,5–8000
20–3000 / 1,5–3000
20–3000 / 1,5–8000
Скорость панорамного спектрального анализа, ГГц/с
до 20 (в диапазоне частот 20 – 3000 МГц)
Скорость многоканального пеленгования, ГГц/с
до 2,5 (в диапазоне частот 20 – 3000 МГц)
Максимальная полоса одновременной обработки, МГц
до 40
Чувствительность по полю
см. таблицу 2
Точность (СКО)
см. таблицу 2
Вынос антенной системы пеленгатора
до 100 м
-
Измерение напряженности поля и параметров радиосигналов
Диапазон рабочих частот (базовый состав/максимальный), МГц
20–3000 / 0,009–18000
20–3000 / 20–8000
20–3000 / 0,009–18000
Максимальная полоса одновременной обработки, МГц
до 20
Запись радиосигнала в полосе, МГц
до 40
Анализ служебных идентификаторов и параметров систем
GSM, UMTS, LTE, IS-95, cdma2000, EV-DO, TETRA, DECT, Wi-Fi, DVB T/T2/H, DMR, APСO P25
GSM, UMTS, LTE, IS-95, cdma2000,
EV-DO, TETRA, DECT, DVB T/T2/H, DMR, APСO P25
Вынос антенной системы, размещенной на мачте
до 100 м
-


Таблица 2. Точность и чувствительность стационарных и мобильных пеленгаторов.

Наименование ТС (АС)
Зависимость СКО пеленгования от частоты (МГц), град
Зависимость чувствительности пеленгования от частоты (МГц), мкВ/м
АРТИКУЛ-ИНМ (АС ПП5), АРТИКУЛ-С (АС ПП4)

АРТИКУЛ-М (АС МП)


Таблица 3. ТТХ портативных средств измерения и пеленгования.

Параметры
Наименование ТС (АС)
транспортируемые
портативные
АРЧА-ИТ (АС-НП5)
АРТИКУЛ-МТ (АС-НП5)
АРК-Д11
(АС-НП-КВ, АС-НП5, АС-НП2)
АРТИКУЛ-Н1
(АС-НП-КВ, АС-НП5, АС-НП2)
АРТИКУЛ-П (АС-ПП17)
Возможность установки АС на мачту
Да
Да
Да
Да
Да
Возможность установки АС на крышу автомобиля
Да
Да
Да
Да
Нет
Возможность установки АС на специальный станок оператора
Нет
Нет
Нет
Да
Нет
Допустимый вынос АС от оператора
До 80 м
До 80 м
До 6 м
До 6 м
До 80 м
Диапазон рабочих частот в режиме пеленгования
20– 3000 МГц
На мачте без смены АС:
базовый 20…3000 МГц,
полный 20…8000 МГц.
На машине со сменной АС:
20…3000 МГц или 3…8 ГГц
На мачте без смены АС:
базовый 20…3000 МГц,
полный 1,5…8000 МГц
Со сменными АС на штативе или машине:
базовый 20…3000 МГц,
полный 1,5…8000 МГц
20–3000 МГц
Точность (типовая) пеленгования (СКО)
См. Таблицу 4
Чувствительность пеленгования (типовая)
См. Таблицу 4
Скорость многоканального пеленгования
до 2500 МГц/с
до 150 МГц/с
Максимальная ширина полосы одновременной обработки
1 МГц (1.5- 30 МГц)
10 МГц (20 – 110 МГц)
20 МГц (110 – 220 МГц)
40 МГц (220–3000 МГц)
5 МГц
Динамический диапазон по интермодуляции 3 и 2 порядка
Не менее 75 дБ
Динамический диапазон с учетом аттенюатора / без аттенюатора
≥ 140 дБ / ≥ 80 дБ
Подавление побочных каналов приема
Не менее 80 дБ
Не менее 75 дБ
Относительная нестабильность частоты
10-9
5x10-7
Скорость панорамного спектрального анализа / дискретность спектра
До 20 ГГц/с / 6,25 кГц в диапазоне частот 20 – 3000 МГц
До 3,5 ГГц/с / 6,25 кГц
в диапазоне частот 20 – 3000 МГц
Дискретность настройки
1 Гц
Виды демодуляторов
CW, AM, FM, SSB, USB, LSB, ASK, PSK, FSK
Управление
1 Gbit LAN
USB, удаленное по протоколу TCP/IP
GPS / GLONASS
Встроенный
Питание
Сеть переменного тока 220 В, автомобильная сеть 12/24 В
Рабочая t °C для АС и блока приема
От -40°C до +50°C
Рабочая t °C для аппаратуры в салоне автомобиля
От -10°C до +45°C
Максимальная высота установки над уровнем моря
4500 м


Таблица 4. Точность и чувствительность транспортируемых и портативных пеленгаторов.

Наименование ТС (АС)
Зависимость СКО пеленгования от частоты (МГц), град
Зависимость чувствительности пеленгования от частоты (МГц), мкВ/м
АРТИКУЛ-П (АС ПП17)

АРЧА-ИТ, АРТИКУЛ-Н1, АРТИКУЛ-МТ, АРК-Д11
(АС-НП-КВ)

АРЧА-ИТ, АРТИКУЛ-МТ, АРТИКУЛ-Н1, АРК-Д11
(АС-НП5)

АРЧА-ИТ, АРТИКУЛ-Н1, АРТИКУЛ-МТ, АРК-Д11
(АС-НП2)


На главную