Automated Systems Design Concept


At present, IRCOS has developed and supplied to the Customers automated spectrum monitoring systems (ASMS) for various purposes and configuration intended for use by both civil and law enforcement structures. All systems are based on the single hardware and software platform consisting of technical means of radio monitoring and applied software. At the same time, the composition, configuration, functions of certain automated system are determined by the targets and tasks faced by the user of this system.

By definition (GOST 34.003-90), the automated system consists of personnel and a set of automation facilities, which implements the information technology ensuring execution of the defined functions. As applied to the automated system of radio monitoring, the automation means always include technical means of radio monitoring, software, and engineering and technical infrastructure.


Automation aids of the radio monitoring system

Automation aids of the radio monitoring system

Radio technical means manufactured by the company including single channel and multiple channel digital radio receivers, radio direction finders, and also receiving and measuring antenna systems, rotary supports act as the primary technical means of radio monitoring. All technical means of radio monitoring have an unified design, the radio receivers are based on ARGAMAK digital radio receiver system and have a wide simultaneous bandwidth, high performance, adequate dynamic range.

The supplied software consists of customized software SMO-ARMADA being the core of software of the automated system, client software packages SMO-PPK, SMO-BS, SMO-DX, etc. SMO-ARMADA has an open client-server architecture and commonly uses web-technologies capable of flexible adjustment to the scale, features of organization and functions, which the system must ensure, allows operation of the technical means of radio monitoring in multi-task scheduled, on-line, and background operation modes.

Technical and engineering infrastructure consists of data transsmission systems, server equipment, engineering installations, e.g. RME rooms, dedicated mast and antenna platforms, etc.

In view of the uniformity of the hardware and software platform all automated systems supplied by the company have common structure and functioning principles, the most essential of which are:

  • Hierarchy and flexible control of technical means
  • Scalability
  • Utilization of geo-information technologies
  • Open unified protocol to control the technical means
  • Interfacing with external information systems
  • Execution of radio monitoring tasks in the automatic (scheduled, background) and manual (on-line) modes
  • Event mechanism of executing missions, diagnostics and self-diagnostics of equipment.

Let us consider the contents of these principles in some more details.

The automated system always follows hierarchical principle, according to which every lower node of the system works under control of the higher level node. The nodes are control centers and stations, radio monitoring stations, individual technical means of radio monitoring having control servers with uniform software.


Tree-level structure of Automated System

Tree-level structure of Automated System

Control center is the basic hierarchy level, while control stations are at the second level. Control stations provide for the same functions as Control Center but act on subordinate levels of hierarchy. Example: for the national level system, the CC will manage the system operation via regionally-distributed control stations. The lower level of the hierarchy is presented by the technical means of radio monitoring: fixed, mobile, transportable, manpack stations, systems, and systems. The number of technical means and control levels in the system is determined by the use scale. The systems can be built with four and more control levels.

The control server located at the high level node receives information from the subordinate severs of a lower level, and also has on-line access to the radio monitoring equipment at the bottom level. Setting tasks to the node for execution is done both from the higher levels and immediately from the lower level, which allows quick reaction to local conditions. The control server at the lower level of hierarchy can control one or several instances of the technical means of radio monitoring.


Interaction of the control servers in a three-level system

Interaction of the control servers in a three-level system

Hardware control and data communication between the nodes is through the communication channels using encryption. The simplest version uses the protection network technology OpenVPN, and this ensures automatic switching between the main, backup, and emergency communication channels. Normally, wire or fiber channel is the main channel for a fixed means, whereas wireless channel may be used as backup or emergency channel. Mobile and manpack means are controlled via wireless channels.


Control versions of the technical means of the system

Control versions of the technical means of the system

Users of the system use for their work automated workstations (AWS) acting like "thin" clients, and there is a possibility of flexible control of nodes and equipment. Several versions of such flexible control of technical means are shown on the figure provided above:

  1. Missions are sent from the control center to three direction finders, included in the fixed stations: two direction finders at the served stations, where there are operators, and one direction finder at an unattended station, where there are no operators.
  2. Operators that are at the stations solve the radio monitoring tasks using the equipment located immediately in their stations.
  3. The operator sets a direction finding task to three fixed stations from the remote AWS, which can be located, for instance, even in another city, .
  4. The operator of mobile station operates the portable station equipment remotely.

Ability to control certain equipment, generating scheduled or on-line tasks for a certain operator working from the AWS is determined by the administration and security policy. There is a mechanism for flexible setting of rights and priorities for users to access the technical means of radio monitoring and data stored the databases of control servers. If the operator has the necessary permissions from any local or remote AWS, he can control any chosen equipment in the system.

The automated system is scalable, it can work with new nodes or level adding. Number of levels and nodes is determined by the specifics of application. If the scalability of the system is limited by a separate area or region, there may also be no control stations in the system. In this case, it is enough to have a control center, which sets tasks and receives results immediately from the radio monitoring stations, i.e. the system has a two-level structure. The system can also have a single level – this is the case for a stand-alone piece of equipment, e.g. a direction finder or a measuring receiver. Then the computer connected to the equipment may have both server and client part of the system software installed.

The automated system is based geo-information technologies, because for effective solution of radio monitoring tasks it is necessary to have the idea of mutual position of the technical means and radio monitoring objects, as well as the terrain nature. The mapping subsystem supports various formats of the vector maps, including GIS Panorama, INGIT, MapInfo, and also the maps of the Internet resource OpenStreet Map. Besides, multi-format bitmap graphic images can be used as electronic maps.


Software Package Window

Software Package Window

The above picture shows a fragment of SMO-ARMADA client interface with an electronic map of the location. The map shows the radio-frequency source direction finding process executed by five fixed direction finders.

The electronic map displays the radio frequency sources selected from the data base, shows fixed, mobile and portable technical means of radio monitoring, and also other system nodes, including control stations and a control center. Motion tracks are shown for mobile means. See a track example below.


Example of mobile station track display

Example of mobile station track display

In case of a radio monitoring event or a technical event, the node where the event happened is pointed on the electronic map. The event mechanism of the system operation will be considered below in some more detail.

Open unified protocol is used in the automated system for control of the technical means. It was developed to allow using in systems not only IRCOS's technical means, but also the means by other hardware manufacturers. The protocol is used to control all types of the radio monitoring hardware: fixed, mobile, transportable and manpack means ensuring communication of measurement results and service information. For third-party hardware to operate in the system, a special hardware driver interacts with the protocol on the side of the technical means. Its task is conversion of unified commands of the protocol into a succession of commands perceived by a certain piece of the equipment. The protocol allows wide adding additional commands without changing the existing operations and software modules that process such operations. This means that if you need to take advantage of any useful properties of the equipment, then additional structures are added to the protocol, which are ignored by the drivers of the "old" hardware that is already in the system.

The automated system provides for a possibility of integration with external information systems. The exchange takes place on the basis of XML-documents using web-services, HTTP or SOAP. FTP protocol also may be used. The illustration below is an example of information exchange with an external system for control of radio-frequency spectrum usage.


The interaction between ASMS and the spectrum management system

The interaction between ASMS and the spectrum management system

The automated system implements multi-task scheduled and the on-line equipment operation modes and some of these are listed below:

  • Signal parameter monitoring
  • Measurement of emission parameters
  • Comparison of declared and measured characteristics of radio emission source
  • Search for interference sources and unauthorized emissions
  • Localization of RES outdoor and indoor
  • Measurement of the radio frequency spectrum occupancy
  • Technical monitoring of analogue and digital radio broadcasting and television, and cellular and wireless telecommunication systems as well.

In the scheduled mode, the technical means of the systems that are at the nodes function automatically following the missions scheduled beforehand. Setting missions is possible from any AWS of the system, and the succession of their execution is determined by the priorities of the operators that have set the mission. The execution results are saved in the database of the control server of the node that executed it and sent to the database of the node that set it. In case the channels of communication with the superior node fails, the execution of the scheduled mission still continues. Its execution is controlled by the local server located at the node. Once the connection is restored, the results are sent to the node that set the mission, and to the higher level if the settings are relevant.

The scheduled mode allow control of a big fleet of diverse technical means by an operator from a single AWS. Automatic execution of tasks allows the fullest utilization of the radio monitoring equipment, including execution of background tasks of radio monitoring – scheduled low priority tasks, for example, evaluation of electromagnetic environment, search for new emissions, checking conformity of radio emission with norms and licenses, measurement of radio frequency occupancy, etc.

The on-line radio monitoring is intended for immediate interactive control of one or several similar type technical means from one AWS. This enables to solve nonstandard, often rather complicated radio monitoring tasks requiring immediate execution. Access to the node equipment is granted in accordance with the priorities the operators have been assigned. Operation results can be saved on-line at any moment in the DB of the management server of the node, from which technical means are controlled, and sent to the higher node.

For effective use of the radio monitoring technical means, enhanced operators' performance, automatic finding of faults in using the radio frequency resource or appearance of authorized radio emission sources, the ASMS uses an event mechanism for radio monitoring and monitoring of the system state. The event mechanism allows automating the solution of radio monitoring tasks in a 24/7 mode drawing the operator's attention only in case there is a result of the event mechanism operation – appearance of an event. In most cases only decision making functions are allotted to the operator, including functions of response to emerged events. This allows using a risk-focused approach both to solving radio monitoring tasks, and ensuring the ASMS function. The event mechanism is used for control of the equipment and system infrastructure state. Events are generated as faults happen, communication channel or power supply is lost, security alarm operates, etc.

Events generated in the system fall into two types: radio monitoring events and technical events. Radio monitoring events are formed during execution of the scheduled radio monitoring tasks, in which the current measured parameters of the observed radio emission are compared to previously formalized "mask" signs of the standard state of the objects. Levels and shapes of signals, norms and licenses for modulation parameters (including spectrum width and the central frequency), radio emission source identifiers (e.g., identifiers of legitimate telecommunication base stations), coordinates of the radio emission source and so on act as such signs. The events are formed in case radio emission goes beyond the limits of set "masks".

Technical events are formed in case of a non-standard change of the state of the technical means of radio monitoring or engineering and technical infrastructure, actuation of alarm sensors in the system nodes, switching between the main and the backup communication channel, switching to the backup power source, end of the verification of measuring equipment, etc. All technical means of radio monitoring, and also components of the network infrastructure and management servers have an integrated system for diagnostics of state and operation parameters of modules and units. Information about state of hardware is transmitted on the basis of the SNMP protocol. In case of faults, corresponding technical events are generated.

Event records are stored in the DB of the system units where these have originated and, according to the settings made, are transmitted to the set superior nodes for decision-making. Apart from the displaying on the screen and showing the list of events in the software application interface, the event information is displayed on the electronic map or plan of the monitored object, automatically sent by e-mail, and by an SMS.

At present, the best known systems supplied by the company are ARMADA and AREAL automated radio monitoring systems. It is also worth noting here the Universiade 2013 ASMMS – automated system supplied by IRCOS, which ensured automated management of the radio frequency range use during the large international sports event – XXVII World Summer Universiade.

ARMADA automated system is used for radio monitoring in field, also for detection, direction finding, localization and identification of radio emission sources, measurement of technical parameters of emissions, their comparison with norms and licenses. The system provides information about actual usage of frequencies, performs technical analysis of new types of radio signals. AREAL automated system is used for detection of technical channels of information leakage, search and technical analysis of unauthorized radio emissions, localization of their sources in secured territories and indoors.


Double layer structure of AREAL system

Double layer structure of AREAL system

ARMADA ASMS intended for use at the national level has normally three or four management levels. The standard structure of AREAL automated system is the two-level diagram, in which the system nodes, where each one serves its own object or adjacent territory, are controlled from the single control station.

Apart from the generic properties inherent with all systems made by IRCOS, ARMADA and AREAL systems have certain differences driven by their application conditions:

  • ARMADA ASMS is intended for field operation and its operation zone covers a considerable area, coverage of the whole country's territory is possible. AREAL ASMS is intended for operation within limited territories and inside objects.
  • ARMADA ASMS performs detection, identification and localization of radio emission sources which have no license for use, as well as sources of intended and unintended intervention impeding the work of legal radio facilities. The main functions of AREAL ASMS are, first of all, detection, identification and localization of unauthorized radio emission sources.
  • ASR ARMADA, if used by a radio frequency service (National regulatory agency), measures radio signal parameters, localizes radio emission sources and checks the sources for valid license and norms. ASR AREAL is not intended for such applications.

Home

Принципы построения автоматизированных систем


В настоящее время компанией ИРКОС разработаны и поставляются Заказчикам автоматизированные системы радиоконтроля (АСР) различного применения и состава, предназначенные для использования в гражданских и силовых структурах. Все системы базируются на единой аппаратно-программной платформе, состоящей из технических средств радиоконтроля и прикладного программного обеспечения. В то же время состав, конфигурация, функции конкретной автоматизированной системы определяются целями и задачами, стоящими перед пользователем этой системы.

По определению (ГОСТ 34.003-90), автоматизированная система состоит из персонала и комплекса средств автоматизации, который реализует информационную технологию выполнения установленных функций. Применительно к автоматизированной системе радиоконтроля средства автоматизации обязательно включают в себя технические средства (ТС) радиоконтроля, программное обеспечение (ПО) и инженерно-техническую инфраструктуру.


Средства автоматизации системы радиоконтроля

Средства автоматизации системы радиоконтроля

В качестве основных ТС радиоконтроля выступают радиотехнические средства, производимые компанией, в том числе одноканальные и многоканальные цифровые радиоприемные устройства (ЦРПУ), радиопеленгаторы, а также приемные и измерительные антенные системы (АС), опорно-поворотные устройства. Все ТС радиоконтроля являются унифицированными по конструкции, радиоприемные устройства базируются на семействе ЦРПУ АРГАМАК и обладают широкой полосой одновременного анализа, высоким быстродействием, достаточным динамическим диапазоном.

Поставляемое прикладное программное обеспечение состоит из специализированного программного обеспечения СМО-АРМАДА, являющегося ядром программного обеспечения автоматизированной системы, клиентских программных пакетов СМО-ППК, СМО-БС, СМО-ДХ и др.. СМО-АРМАДА имеет открытую клиент-серверную архитектуру и широко использует web-технологии, способно гибко настраиваться под масштаб, особенности организации и функции, которые должна обеспечивать система, делает возможным работу ТС радиоконтроля в многозадачном плановом, оперативном и фоновом режимах работы.

Инженерно-техническая инфраструктура состоит из систем передачи данных, серверного оборудования, инженерных сооружений, например, служебных помещений для размещения ТС, подготовленных специальных площадок под установку антенно-мачтовых устройств и т.п.

Ввиду единства аппаратно-программной платформы все автоматизированные системы, поставляемые компанией, имеют общие принципы построения и функционирования, к наиболее существенным из которых относятся:

  • иерархичность архитектуры и гибкое управление техническими средствами;
  • возможность масштабирования;
  • использование геоинформационных технологий;
  • открытый унифицированный протокол управления техническими средствами;
  • взаимодействие с внешними информационными системами;
  • выполнение задач радиоконтроля в автоматическом (плановом, фоновом) и ручном (оперативном) режимах;
  • событийный механизм выполнения заданий и диагностики и самодиагностики аппаратуры.

Рассмотрим содержание этих принципов более подробно.

Автоматизированная система обязательно подчиняется иерархическому принципу, согласно которому каждый нижний узел системы работает под управлением узла вышестоящего уровня. Узлами выступают центры и пункты управления, станции радиоконтроля, отдельные ТС радиоконтроля, в которых имеются серверы управления с однотипным программным обеспечением.


Трехуровневая структура автоматизированной системы

Трехуровневая структура автоматизированной системы

На первом уровне иерархии находится центр управления, на втором уровне – пункты управления. Пункты управления фактически выполняют те же функции, что и центр управления, но применительно к подчиненным уровням иерархии. Например, если система работает на национальном уровне, то ЦУ обеспечивает управлением системой через пункты управления, которые находятся в регионах. Нижний уровень иерархии представлен ТС радиоконтроля: стационарными, мобильными, транспортируемыми, носимыми станциями, комплексами и средствами. Количество технических средств и уровней управления в системе определяется масштабом использования. Возможно построение систем с четырьмя и более уровнями управления.

Сервер управления, расположенный на узле высокого уровня, получает информацию от подконтрольных серверов более низкого уровня, а также имеет оперативный доступ к аппаратуре радиоконтроля на нижних уровнях. Постановка задач узлу на выполнение осуществляется как с вышестоящих уровней, так непосредственно с нижнего уровня, что дает возможность быстрого реагирования на местные условия. Сервер управления на нижнем уровне иерархии может управлять одним или несколькими экземплярами ТС радиоконтроля.


Взаимодействие серверов управления в трехуровневой системе

Взаимодействие серверов управления в трехуровневой системе

Управление аппаратурой и передача данных между узлами осуществляется по каналам связи с использованием шифрования. В простейшем варианте используется технология защищенной сети OpenVPN, при этом обеспечивается автоматическое переключение между основным, резервным и аварийным каналами связи. Как правило, для стационарных средств основным каналом выступает проводной или оптоволоконный канал, в качестве резервного или аварийного могут использоваться беспроводные каналы. Управление мобильными и носимыми средствами осуществляется по беспроводным каналам.


Варианты управления ТС системы

Варианты управления ТС системы

Пользователи системы используют для работы автоматизированные рабочие места (АРМ), выступающие как «тонкие» клиенты, при этом имеется возможность гибкого управления узлами и оборудованием. Несколько вариантов подобного гибкого управления техническими средствами показаны на рисунке, приведенном выше:

  1. От центра управления осуществляется постановка заданий трем пеленгаторам, входящим в состав стационарных станций: двум пеленгаторам на обслуживаемых станциях, на которых присутствуют операторы, и одному пеленгатору на необслуживаемой станции, где операторов нет.
  2. Операторы, находящиеся в станциях, решают задачи радиоконтроля с помощью аппаратуры, расположенной непосредственно в их станциях.
  3. С удаленного АРМ, находящегося, например, в другом городе, оператор ставит задачу на пеленгование трем стационарным станциям.
  4. Оператор мобильной станции удаленно работает с аппаратурой портативной станции.

Возможность управления тем или иным оборудованием, формирования плановых или оперативных задач для конкретного оператора, работающего с АРМ, определяется политикой администрирования и безопасности. Имеется механизм гибкой настройки прав и приоритетов пользователей при доступе к ТС радиоконтроля и данным, хранящимся в базах данных (БД) серверов управления. При наличии необходимых разрешений у оператора с любого локального или удаленного АРМ он может управлять произвольным оборудованием, находящимся в системе.

Автоматизированная система является масштабируемой, она способна работать при появлении новых узлов или уровней. Количество уровней и узлов определяется спецификой применения. Если масштаб системы ограничивается отдельным районом или областью, пунктов управления в системе может и не быть. В этом случае, достаточно центра управления, который ставит задачи и получает результаты непосредственно от станций радиоконтроля - то есть система имеет двухуровневую структуру. Система может быть и одноуровневой – это имеет место в случае автономно работающего оборудования, например, пеленгатора или измерительного приемника. При этом на компьютере, подключенном к оборудованию, может быть установлена как серверная, так и клиентская часть программного обеспечения системы.

Автоматизированная система базируется на использовании геоинформационных технологий, поскольку для эффективного решения задач радиоконтроля, необходимо иметь представление о взаимном расположение технических средств и объектов радиоконтроля, а также характере местности. Подсистема картографии обеспечивает поддержку различных форматов векторных карт, в том числе ГИС Панорама, ИНГИТ, MapInfo, а также карт свободного Интернет-ресурса OpenStreet Map. Кроме того, в качестве электронных карт возможно использование растровых графических изображений разных форматов.


Окно программного обеспечения

Окно программного обеспечения

На приведенном выше рисунке представлен фрагмент клиентского интерфейса СМО-АРМАДА с изображением электронной карты местности. На карте показан процесс пеленгования ИРИ пятью стационарными пеленгаторами.

На электронной карте местности отображаются выбранные из базы данных ИРИ, показываются стационарные, мобильные и портативные ТС радиоконтроля, а также другие узлы системы, включая пункты и центр управления. Для мобильных средств показываются треки движения, пример трека приведен ниже.


Пример отображения трека движения мобильной станции

Пример отображения трека движения мобильной станции

В случае возникновения события радиоконтроля или технического события, на электронной карте местности выделяется узел, где произошло событие. Событийный механизм работы системы будет рассмотрен ниже более подробно.

Для управления ТС в автоматизированной системе используется открытый унифицированный протокол. Он разработан с целью возможности применения в системах не только ТС от компании ИРКОС, но и от других производителей аппаратуры. Протокол используется для управления всеми видами аппаратуры радиоконтроля: стационарными, мобильными, транспортируемыми и носимыми средствами, обеспечивая передачу результатов измерений и служебной информации. Для того, чтобы аппаратура стороннего производителя могла работать в системе, на стороне ТС с протоколом взаимодействует специальная программа - драйвер аппаратуры. Ее задачей является преобразование унифицированных команд протокола в последовательность команд, воспринимаемых конкретным экземпляром аппаратуры. В протоколе широко используется возможность добавления дополнительных команд, без изменения уже имеющихся операций и обрабатывающих их программных модулей. То есть, если требуется использовать каких-либо полезные свойства новой аппаратуры, то в протокол добавляются дополнительные структуры, которые игнорируются драйверами «старой» аппаратуры, уже имеющейся в системе.

В автоматизированной системе предусмотрена возможность интеграции с внешними информационными системами. Обмен осуществляется на основе XML-документов с использованием web-сервисов, HTTP или SOAP. Возможно использование FTP протокола. Ниже проиллюстрирован пример обмена информацией с внешней системой управления использованием радиочастотного спектра.


Взаимодействие между АСР и системой управления использованием спектра

Взаимодействие между АСР и системой управления использованием спектра

В автоматизированной системе реализованы многозадачные плановый и оперативный режимы работы с оборудованием, ниже дан перечень некоторых из них:

  • контроль параметров сигналов;
  • измерение параметров излучений;
  • сопоставление заявленных и измеренных характеристик ИРИ;
  • поиск источников помех и несанкционированных излучений;
  • локализация ИРИ на местности и в помещениях;
  • измерение загруженности радиочастотного спектра;
  • технический контроль аналогового и цифрового радиовещания и телевидения, а также сотовых и беспроводных систем телекоммуникаций.

В плановом режиме ТС, находящиеся на узлах системы, функционируют автоматически по заданиям в соответствии с заранее составленным расписанием. Постановка заданий возможна с любого АРМ системы, а очередность их выполнения определяется приоритетами поставивших задание операторов. Результаты выполнения сохраняются в БД сервера управления узла, его выполнившего, и передаются в БД узла, его поставившего. В случае пропадания каналов связи с вышестоящим узлом выполнение планового задания продолжается. Его выполнением управляет локальный сервер, находящийся на узле. При возобновлении связи результаты передаются на узел, который поставил задание, а при соответствующих настройках и выше.

В плановом режиме обеспечивается возможность управления одним оператором с одного АРМ большим парком разнотипных технических средств. Автоматическое выполнение задач позволяет максимально полно использовать оборудование радиоконтроля, в том числе реализовать выполнение фоновых задач радиоконтроля – плановых задач с низким приоритетом, например, по оценке электромагнитной обстановки, поиску новых излучений, проверке соответствия излучений нормам и лицензиям, измерению занятости радиочастот и др.

Режим оперативного радиоконтроля предназначен для непосредственного интерактивного управления одним или несколькими однотипными ТС с одного АРМ. Это делает возможным решать нестандартные, зачастую весьма сложные задачи радиоконтроля, требующие немедленного выполнения. Доступ к оборудованию узлов предоставляется в соответствии с приоритетами, назначенными операторам. Результаты работы оператора в оперативном режиме в любой момент могут быть сохранены в БД сервера управления узла, с которого производится управление техническими средствами, и отправлены на вышестоящих узел.

Для эффективного использования ТС радиоконтроля, повышения производительности труда операторов, автоматического выявления нарушений в использовании радиочастотного ресурса или появления несанкционированных ИРИ в АСР применяется событийный механизм радиоконтроля и мониторинга состояния системы. Событийный механизм позволяет обеспечить автоматизацию решения задач радиоконтроля в круглосуточном режиме, отвлекая внимание оператора только в случае появления результата работы событийного механизма - появления события. В большинстве случаев на оператора возлагаются лишь функции принятия решений, функции реакции на возникшие события. Это позволяет использовать риск-ориентированный подход как к решению задач радиоконтроля, так и обеспечению работоспособности АСР. Событийный механизм используется при контроле состояния аппаратуры и инфраструктуры системы. События генерируются при появлении неисправностей, пропаданиях канала связи или напряжения питания, срабатывании системы охранной сигнализации и т.д.

События, генерируемые в системе, разделяются на два вида: радиоконтрольные события и технические события. Радиоконтрольные события формируются в ходе выполнения плановых задач радиоконтроля, в которых производится сравнение текущих измеренных параметров наблюдаемых радиоизлучений и совокупности заранее формализованных «масочных» признаков штатного состояния объектов. В качестве таких признаков выступают уровни и формы сигналов, нормы и лицензии на параметры модуляции (включая ширину спектра и центральную частоту), идентификаторы ИРИ (например, идентификаторы легитимных базовых станций систем телекоммуникаций), координаты ИРИ на местности и другие признаки. События формируются в случае выхода радиоизлучений за пределы установленных «масок».

Технические события формируются в случае нештатного изменения состояния технических средств радиоконтроля или инженерно-технической инфраструктуры, срабатывания датчиков тревожной сигнализации в узлах системы, переключения между основным и резервным каналом связи, перехода на резервный источник питания, окончания сроков поверки измерительного средства и т.п. Все ТС радиоконтроля, а также компоненты сетевой инфраструктуры и серверы управления имеют встроенную систему диагностики состояния и параметров работы модулей и блоков. Передача сведений о состоянии аппаратуры осуществляется на основе SNMP протокола. В случае возникновения неисправностей генерируются соответствующие технические события.

Записи о событиях сохраняются в БД узлов системы, где они возникли, и, согласно установленным настройкам, передаются в заданные вышестоящие узлы для принятия решений. Помимо вывода сообщений на экран и отображения списка событий в интерфейсе программных приложений, событийная информация отображается на электронной карте местности или плане контролируемого объекта, автоматически отправляется по электронной почте, а также в виде SMS-сообщений.

В настоящее время наиболее известными системами, поставляемыми компанией, являются автоматизированные системы радиоконтроля АРМАДА и АРЕАЛ. Также здесь следует упомянуть АСУ РЧС «Универсиада 2013» - автоматизированную систему, поставленную компанией ИРКОС, которая обеспечивала автоматизированное управление использованием радиочастотного спектра во время проведения крупного международного спортивного мероприятия - XXVII Всемирной летней универсиады.

Автоматизированная система АРМАДА применяется для радиоконтроля на местности, в том числе для обнаружения, пеленгования, локализации и идентификации источников радиоизлучения (ИРИ), измерения технических параметров излучений, сравнения их с нормами и лицензиями. Система предоставляет информацию о фактическом использовании частот, обеспечивает технический анализ новых видов радиосигналов. Автоматизированная система АРЕАЛ – используется для выявления технических каналов утечки информации, поиска и технического анализа несанкционированных радиоизлучений, локализации их источников на охраняемых территориях и в помещениях.


Двухуровневая структура системы АРЕАЛ

Двухуровневая структура системы АРЕАЛ

АСР АРМАДА, предназначенная для использования на национальном уровне, как правило, имеет три или четыре уровня управления. Типовой структурой автоматизированной системы АРЕАЛ является двухуровневая схема, в которой узлы системы, каждый из которых обслуживает свой объект или прилегающую территорию, управляются из единого пункта управления.

Помимо общих свойств, присущих всем системам от компании ИРКОС, у систем АРМАДА и АРЕАЛ имеются некоторые различия, обусловленные особенностями их применения:

  • АСР АРМАДА предназначена для работы на местности и ее зона действия распространяется на значительную площадь, возможен охват территории страны в целом. АСР АРЕАЛ предназначена для работы на ограниченных территориях и внутри объектов.
  • АСР АРМАДА осуществляет обнаружение, идентификацию и определение местоположения источников радиоизлучения, не имеющих лицензий на использование, и источников преднамеренных и непреднамеренных помех, мешающих работе легальных радиосредств. К основным функциям АСР АРЕАЛ относится, прежде всего, обнаружение, идентификация и определение местоположения несанкционированных источников радиоизлучения.
  • Необходимой функцией АСР АРМАДА при использовании ее в интересах радиочастотной службы (национального регулятора) является измерение параметров излучения источников радиосигналов, определение их местоположения с целью проверки соответствия выданным лицензиям и действующим нормам. Перед АСР АРЕАЛ подобных задач не ставится.

На главную